Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Основной раздел [26]
Анонсы игр [3]
Журналы [5]
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 209
Мини-чат
200
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Суббота, 11.05.2024, 09:18
Приветствую Вас Курсант

Каталог статей

Главная » Статьи » Основной раздел

Объект К-825 или тайны "Чёрной дыры"

Вернувшись из долгосрочного отпуска решил поделиться впечатлениями увиденного и услышанного. Навёл небольшую справочку и вот готов предоставить Вам информацию о ранее засекреченном объекте под кодовым названием К-825. Ну что ж приступим.

Балаклава — это маленький рыбацкий городок, притаившийся в живописной бухте со сходящимися у устья скалами, битком набитой на сегодняшний день самыми модными парусными и моторными яхтами, стоимость которых исчисляется в семизначных величинах; это ухоженная набережная, построенная англичанами во время Крымской кампании 1853-1856 гг., со стволами британских пушек вместо кнехтов, это сеть развлекательных заведений, баров и ресторанов, расположенных даже на импровизированных кораблях, это катера и лодчёнки снующие с туристами на борту туда-сюда, это байки и легенды в тавернах и кабаках, рассказываемые местными «листригонами» о сокровищах затонувшего у грозных скал парохода «Чёрный принц» (автор с друзьями, укрывшись в таверне, чтобы переждать летний дождик, сам стал свидетелем такого разговора), это конечно же величественные руины генуэзской крепости на скале, это катера морской охраны, несущие пограничное боевое дежурство. Но это всё сегодня и летом, когда в Балаклаве себя ощущаешь как на каком-нибудь греческом курорте или, вообще, средиземноморском, зимой же это сонный городок, каким он был веками, но Фортуна была к нему благосклонна и, временами он становился очень важным объектом и играл в истории далеко не последнюю роль.



История Балаклавы уходит в седую древность, когда всё было далеко не так романтично. Впервые о её бухте упоминает Гомер в своей автобиографической эпической поэме «Одиссея», как «бухту Листригонов», где Одиссей в бою с «живущими разбоем» потерял одиннадцать кораблей своей флотилии, и уйти удалось всего одному. Действительно здесь три тысячи лет назад было поселение тавров-горцев, и легендарное святилище богини Девы, поклоняемой ими, находилось неподалёку на мысе Фиолент. Примерно в VI в. до н.э. древним эллинам таки удалось договориться с грозными таврскими вождями и те позволили мореходам основать своё поселение в бухте, которое стало известно, как Сюмболон-лимнэ — «Гавань Символов». С тех самых пор и до начала ХХ века греческое население не покидало городка, несмотря на то, что на его долю выпало немало испытаний. В первые века нашей эры здесь базировался римский легион, при раскопках в 1996 г. было обнаружено святилище Юпитера Долихена, а в казармах золотой клад. Потом это был захолустный Византийский городок-порт, за который в XIV-XV вв. развернулась ожесточенная борьба между греческим княжеством Феодоро и генуэзцами, основавшими здесь консульство в крепости Чембало. «Золотой век» Екатерины II ознаменовался новой волной переселенцев с островов Греческого Архипелага, из них был сформирован пограничный батальон для несения караульной службы в горной местности на южных рубежах новой Таврической области огромной Российской империи. Во время Крымской войны рота этих греков несколько часов сдерживала целую британскую армию и флот, не давая им войти в Балаклаву, но силы были слишком неравными. Британцы капитально обосновались в рыбацком городке, превратив его в модное «предместье Ливерпуля», построив набережную, увеселительные заведения, магазины, железную дорогу; здесь в результате шторма они потеряли половину эскадры, в том числе лучший пароход «Принц». Потом городок вновь затих, но уже будучи курортом, где отдыхали и творили Леся Украинка и Куприн. Идилия была прервана революционными событиями, после которых появилась первая водолазная база ЭПРОН. Далее героическая 250-ти дневная оборона Севастополя в последнюю войну, где Балаклава была ключевым пунктом на подступах к городу-герою. И вот эхо войны умолкло, а Балаклава, в результате спецпроекта Сталина, «исчезла с карты»…



В феврале 1945 г. в Ливадийском дворце состоялась знаменитая Ялтинская конференция между лидерами стран антигитлеровской коалиции — Сталиным, Черчиллем и Рузвельтом. После конференции заморские гости осмотрели Севастополь, точнее то, что от него осталось — груду руин. Именно тогда у «отца народов» и зародился план одновременно с восстановлением Севастополя создать подземный город со всеми коммуникациями, способный укрыть 50 тыс.чел. В 50-х годах этот план Сталина активно проводился в жизнь под руководством Берии. В это время в воздухе уже витал «запах оружейного плутония» — началась Холодная война. Среди многих городов в эту зловещую тень попала и Балаклава. Великий вождь лично рассмотрел и завизировал проект строительства в бухте единственного в своём роде подземного завода по ремонту подводных лодок. В 1957 году было создано строительное управление № 528 и в городке закипела круглосуточная работа в четыре смены.
Общая выработка скального грунта за время его строительства превысила 25 тыс. кубометров. США в этом плане тоже не отставало, по данным разведки там в разных местах страны велись не менее крупномасштабные работы, к тому же в 1959 г. Турция, как член НАТО, разрешила разместить на своей территории 865-ю эскадрилью стратегических ракет Американских ВВС. Всё это ещё более оправдывало строительство секретной базы в Балаклаве. Согласно первоначальным планам, внутри 130-и метровой скалы, нависшей над «бухтой Листригонов», должны были быть созданы комплекс из четырёх сухих доков и судоремонтный завод для одновременного ремонта четырёх средних подлодок. Но в начале 60-х строительство замерло, — у Никиты Сергеевича Был свой взгляд на оборону. До этого времени построить удалось многое, но не всё, для заключительного этапа по строительству «подплава», как его называли специалисты, требовалось ещё немало средств. Осмотрев в 1961 г. уже почти готовое соорудение собственными глазами, Хрущёв махнул рукой и бросил: «Надо отдать всё это виноделам!»

Адмиралам и генералам огромного труда стоило убедить генсека в том, что объект всё же куда целесообразнее использовать по прямому назначению, и в этом же году секретная база была сдана в эксплуатацию. Она получила название «Объект К-825» или «825 гТС» (городская телефонная станция). В окончательном варианте в нём могли поместиться семь малых подводных лодок проектов 613, 613В, А615 и 644. Это был грандиозный подземно-подводный комплекс с одним сухим доком, производственными помещениями, дорогами, причалами, шлюзовыми камерами, цехами, кабинетами, арсеналами, госпиталем, штабом обороны ЧФ. Общая длина дугообразного канала, проходящего сквозь гору, 506 м, ширина от 6 до 12, глубина 6-8, наибольший диаметр 22 м., справа от канала размещалась производственная потерна длиной 300 м., общая площадь всех помещений и ходов более 11 тыс. кв. м. Объект был 1-й категории защиты, то есть выдерживал ядерный удар в 100 килотонн — это пять «Хиросим»! Из Балаклавской бухты подлодка, зайдя в начало канала своим ходом, после прохождения ботопорта, который потом всплывал, с помощью лебёдок и тросов перемещалась по каналу штольни. Двигатель должен был быть заглушен — вибрация разрушает стены. За вошедшей субмариной закрывались 120-тонные ворота из бетона10 х 10 м и 2 м толщиной, маскируя вход в штольну вместе с комуфляжными сетями, и лодка как бы исчезала в чреве скалы Таврос. Воду откачивали и приступали к ремонту. Интересным фактом является то, что после откачки воды рабочие были по колено в рыбе, которую тут же в штольне и коптили. Периодически появлявшийся над горой дымок знающему человеку говорил о том, что очередная советская лодка зашла на ремонт, но иностранные разведки об этом даже и не подозревали. После завершения всех работ по ремонту и вооружению она выходила в полной боеготовности с другой стороны скалы прямо в открытое море, причём как в надводном положении, так и в подводном.


Ванны смерти.... Видимо в них мылись смертельно облучённые подводники..... Ванны жуткие, грязные все, явно активно использовались не по прямому назначению. Словно в них клонов выращивали!


Инфраструктура завода позволяла полностью автономно осуществлять все работы, а также в случае ядерного удара укрыть около тысячи человек на несколько месяцев. На объекте К-825 круглосуточно трудилось порядка 400 человек, персонал считался отдельной воинской частью со спец. пропусками, над всеми был установлен надзор, и раз в два месяца их вызывали в особый отдел КГБ, где на все вопросы следовал один ответ: «не знаю!».


Работа велась тремя автономными бригадами, — одна занималась боеголовками, другие две ракетами и их сборкой. Интересен и тот факт, что одна бригада не знала чем занимается другая. Попасть в это время в Балаклаву было практически невозможно даже для жителя близлежащего Севастополя. В одну из секретных секций имело доступ только 55! человек. Эта секция была складом по хранению ядерного вооружения подводных лодок. Думаю не стоит говорит о том что родные и близкие персонала понятия не имели о том где и над чем работает персонал.



Более 20 лет на секретном судоремонтном заводе ремонтировались подлодки. Кроме перевооружения они также заряжали аккумуляторы и заправлялись топливом, в среднем субмарина находилась в подземном доке до месяца и часто выходила в море уже под другим номером.

В 1967 г. была сформирована 14-я дивизия подводных лодок — 47 боевых единиц, которая подчинялась непосредственно командующему ЧФ, и базировалась в трёх военно-морских базах Крыма. На Черноморском флоте были только дизельные лодки, так как ввод в строй атомных был нецелесообразен в замкнутом театре военных действий. Лодки проекта 644 несли по две ядерные крылатые ракеты П-5 и были способны поразить любой объект в радиусе 574 км, так что оборона южных морских рубежей СССР была достаточно мощной. Эти ракетные подлодки базировались на Балаклаву и ни разу не выходили в Средиземное море. В 1964 г. в ВМФ СССР было введено понятие «боевая служба». В 1969 г. Черноморскому флоту была поставлена задача: «Осуществлять боевое патрулирование в Чёрном море одной ракетной подводной лодкой в суточной готовности к нанесению удара и одной торпедной. Периодически, исходя из обстановки на театре, вести наблюдение у пролива Босфор лодками, надводными кораблями во взаимодействии с ВМФ НРБ (Болгарии)». В результате до 1975 г. ежегодно в Чёрном море на боевой службе находилось 10-11 подлодок 14-й дивизии, которые регулярно проходили все «процедуры» на объекте К-825 в Балаклаве. Кроме подлодок в бухте была секретная база боевых пловцов морского спецназа, а на побережье от мыса Айя и до Фиолента было несколько ракетных комплексов береговой охраны, с которых производились периодически испытательные и учебные стрельбы.



27 марта 1984 г. было принято постановление Совета Министров СССР № 261-71, в соответствии с которым в пределах территории Севастополя устанавливалась пограничная зона, въезд в которую с 15 июня начал осуществляться по пропускам, — город стал «закрытым». В этом же году на секретном объекте в Балаклаве произошёл интересный случай. Маршал СССР В.Г.Куликов осматривал объект К-825, планом был предусмотрен показ возможности ремонта и укрытия подлодок в штольне. Чтобы не отвлекать от боевого дежурства подводные лодки, заранее завели в объект готовящиеся в ремонт и списанные субмарины. Всё шло по плану, и вдруг маршал дал приказ командующему флотом подготовить одну из этих лодок к переходу в Севастополь, чтобы самому на ней выйти. Произошла немая сцена и начальник штаба дивизии быстро сообразил как выйти из положения. Маршалу доложили, что для вывода подлодки из объекта необходимо два часа, час на экстренное приготовление к бою и походу, и четыре для перехода в Севастополь, машиной же всего 20 минут. Выслушав этот доклад маршал отменил приказ.

В 1990 г. начался развал Черноморского флота, многие корабли и в том числе подлодки были проданы на слом. А в 1991 г. развалился «союз нерушимый республик свободных», и флот долго и мучительно стали делить Россия и Украина. В мае 1994 г. в свой последний парад на день Флота в Севастополе вышла последняя подлодка проекта 613, а 15 декабря 14 дивизия вообще была расформирована; за 27 лет через дивизию прошли 130 лодок. Сразу после этого командование ЧФ принимает решение упразднить базу подлодок в Балаклаве. На территории военного городка, где была 155-я бригада подлодок, начала базироваться часть национальной гвардии Украины. В ходе раздела КЧФ Украине досталась всего одна подлодка Б-435 проекта 641, получившая название «Запоріжжя», её поставили в плавучий док в Балаклаве, а позднее отбуксировали в Николаев. На сегодня подводная лодка Б-435 находится в бухте Севастополя. Она же единственная субмарина ВМС Украины.



После всех этих событий объект К-825 потерял свой смысл, с 1994 г. боевое охранение было снято и он надолго стал «самыми главными копями» цветных металлов в Балаклаве. Власти о бывшей секретной базе напрочь забыли, на полуразвалившихся и полностью разграбленных остовах зданий красовались многочисленные надписи типа: «Собственность Погранвойск Украины» или «Дембель неизбежен». Секретный судоремонтный завод, только на проходку штольни которого ушло около 70 миллионов советских рублей, попросту стал никому не нужен. 1 декабря 1995 года город Севастополь и прилегающий район стал открыт для свободного посещения. Много желающих потянулось в Балаклаву, чтобы посмотреть уникальный объект или хоть чем-то поживиться. Сотни метров силовых кабелей, люки, станки и, вообще, всё, что можно было вынести, было разграблено дотла. Местные жители штольню прозвали «труба» или «чёрная дыра», где иногда безвести пропадали незадачливые «старатели» и прочие искатели приключений. Из подземного города вывезли несколько сотен тысяч тонн металла, на чём «подняли» не один миллион долларов. За символическую плату местные «сталкеры» готовы были провести любого желающего по подземным лабиринтам, однако с риском для жизни.

Сегодня о былой мощи напоминает только облезлая надпись «Счастливого плавания!», на стенах сохранились ленинские лозунги и надписи типа: «Нет аварийности оправданной и неизбежной, аварийность и условия её возникновения создают люди своей безответственностью и безграмотностью». За последние десять лет на бывшем объекте К-825 побывали представители и пресс-атташе из 43-х стран мира, смотрели, приценивались, всех поражала грандиозность сооружения и полное равнодушие властей к его дальнейшей судьбе.

Очень долгое время местные энтузиасты вынашивали идею о создании в штольне музейного комплекса Холодной войны. После восьми лет бездействия предприятия Министерство обороны Украины таки приняло решение о создании военно-морского музейного комплекса. На сегодняшний день подобие его уже создано, штольня и потерн приведены в порядок и там можно посмотреть небольшую экспозицию, которую планируется расширять по мере поступления средств и экспонатов. По мнению сотрудников музея вся секретная информация об объекте К-825 станет доступной, не ранее чем, через 50 лет.


Пройдя коридорами штольни остаться равнодушным просто невозможно. Температура не выше +15 градусов,местами +11 заставляет после жаркого солнца взбодриться, а вид от ещё не отреставрированных объектов штольни холодит в венах кровь.

Категория: Основной раздел | Добавил: S_T_R_E_L_O_K_ (02.09.2010)
Просмотров: 2500 | Теги: К-825 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕТЕОСВОДКА

Поиск
ОБЛАКО ТЕГОВ
Друзья сайта
  • Airsoft Sumy UA
  • Магазин "Штурм"
  • Магазин "Милитарист"
  • Юридична фірма "ДЕЛЬТА"

  • AIRSOFT журнал

  • Рекламная пауза